Какие самые частые вопросы при приобретении недвижимости в Грузии? Что обязательно нужно узнать, общаясь с менеджером по продажам застройщика?

Сегодня эксперты GEOLN.COM ответят на самые главные вопросы, с которыми вам неизбежно придется столкнуться в процессе покупки недвижимости и регистрации прав собственности на нее.
Опубликовано 13/10/2019

Вы уже влюбились в Грузию? Здесь легко потерять голову – колоритный Тбилиси, субтропический Батуми, оживленный деловой Кутаиси. Где бы вы ни решили приобрести недвижимость в Грузии, на всей территории страны действуют единые правила и нормы.

Сегодня эксперты GEOLN.COM ответят на самые главные вопросы, с которыми вам неизбежно придется столкнуться в процессе покупки недвижимости и регистрации прав собственности на нее.

Какие самые частые вопросы при приобретении недвижимости в Грузии? Что обязательно нужно узнать, общаясь с менеджером по продажам застройщика? — Экспертные советы и обзоры недвижимости на GEOLN.COM. Фото 1


1. Этапы оформления недвижимости от застройщиков и от собственников.

Приобрести недвижимость в Грузии, кроме земельных участков сельхоз назначения, может резидент любой страны. Для оформления сделки понадобится только загранпаспорт покупателя. Все сделки купли-продажи совершаются в публичном реестре в Доме Юстиции. Процесс этот простой, понятный, предельно быстрый, с минимальным количеством документов и низким регистрационным сбором – в целом занимает не более 2-3 часов.

Процесс покупки первичной недвижимости (от застройщика) и вторичной (от собственника) не отличаются. Если вы покупаете квартиру в строящемся доме, готовятся два договора – предварительный и основной. Предварительный договор купли-продажи подразумевает оформление квартиры на покупателя, как на будущего собственника, до момента полного выполнения сторонами условий. Со стороны покупателя – до полной оплаты, со стороны продавца – до завершения процесса строительства и сдачи дома в эксплуатацию.

С 2017 года в кадастровую систему Грузии была внедрена технология блокчейн, благодаря которой договор можно не заверять у нотариуса. Подлинность каждого документа подтверждается штрих-кодом международного образца, он делает невозможными любые незаконные махинации с документами на недвижимость.

Эксперты поисковика недвижимости GEOLN.COM первыми провели сделку купли-продажи недвижимости на рынке Грузии.

До заключения договора покупатель может самостоятельно проверить всю информацию о выбранном объекте недвижимости в публичном реестре. Для этого нужно обратиться с заявлением и копией паспорта в Дом Юстиции. В выписке из Реестра будет указан владелец недвижимости, а также информация обо всех имеющихся обременениях, отягощениях или отчуждениях объекта – находится ли квартира под арестом или в ипотеке. Скорость получения выписки составляет 1 рабочий день или быстрее – в зависимости от суммы, которую вы готовы за нее заплатить.

Клиенты часто выбирают услугу сопровождения сделки, которую предоставляют аккредитованные сотрудники - юристы компании GEOLN.COM Подробнее о сопровождении сделок с недвижимостью читайте по ссылке - https://legaladvice.geoln.com/

 Этапы сделки купли-продажи:

  •  Внесение задатка за понравившийся объект. Как правило, сумма не превышает 10-20% от стоимости недвижимости.
  • Заключение договора купли-продажи. Подписывается продавцом и покупателем в трех экземплярах – по одному остается у каждой из сторон сделки, третий хранится в Доме Юстиции. Договор составляется на грузинском языке, а также на соответствующем иностранном, если одна из сторон является гражданином другой страны. 
  • Денежный расчет. Покупатель может рассчитаться наличными или внести средства на расчетный счет продавца. Отделения банков находятся непосредственно в Доме Юстиции.
  • Регистрация права собственности. Осуществляется на основании предоставленного договора купли-продажи и выписки из банка, подтверждающей получение денег продавцом. Весь процесс регистрации прав собственности занимает 1-4 дня, в зависимости от суммы оплаты. Свидетельство о регистрации хранится в Доме Юстиции, выписку о праве собственности можно свободно получить на сайте Реестра. 


2. Стоимость оформления недвижимости.

Сумма оплаты за услуги Реестра зависит от сроков регистрации прав собственности.

  • В течение 4-х рабочих дней – 50 лари (эквивалент $17).
  • В течение 1 дня – 150 лари (эквивалент $50).
  • В течение 1 часа – 200 лари (эквивалент $67). 


3. Есть ли налог на недвижимость.

В Грузии отсутствует налог на покупку недвижимости, и на владение недвижимостью.

Взимается только налог на сдачу недвижимости в аренду с физических лиц, зарегистрированных в органах налоговой службы в качестве налогоплательщиков.

4. Коммунальные платежи и тарифы.

Оплата практически всех коммунальных платежей производится по показаниям счетчиков – электричество, газ, вода. Фиксированная сумма установлена только на вывоз мусора.

Какие самые частые вопросы при приобретении недвижимости в Грузии? Что обязательно нужно узнать, общаясь с менеджером по продажам застройщика? — Экспертные советы и обзоры недвижимости на GEOLN.COM. Фото 2

Процесс получения данных о задолженности максимально автоматизирован – данные о потребленных услугах отображаются в автоматах PAYBOX, которые стоят в городе буквально на каждом углу. С их же помощью и производится оплата. Также платежи можно осуществить по безналичному расчету – через интернет-банкинг, если вы имеете счет в любом грузинском банке.

Тарифы и ежемесячные платежи:

(*цена за электричество указана в соответствии с минимальным тарифом – до 101 кВт/ч)

  • Электроэнергия – 1 кВт/ч стоит 0,22 лари ($0,075).
  • Вода – 1 куб. м. стоит 0,52 лари ($0,175).
  • Газ – 1 куб. м. стоит 0,57 лари ($0,19).
  • Мусор – за 1 чел/мес. оплата составляет 1,30 лари ($0,44).
  • Интернет – в месяц от 30 лари ($10).  

5. Страхование недвижимости.

В Грузии нет требования по обязательному страхованию недвижимости, этот вопрос остаётся на усмотрение покупателя.

6. Какой налог при сдаче апартаментов.

Сумма этого налога варьируется в зависимости от дохода семьи, полученного в течение года, предшествующего текущему календарному году:

  • При доходе до 100 000 лари (эквивалент $34 000) налог на имущество составляет 0,05-0,02%.
  • При доходе свыше 100 000 лари сумма налога составляет 0,8-1%. 
  • Если доход семьи не превышает 40 000 лари (эквивалент $13 500) физические лица освобождаются от уплаты налога (кроме земельных участков).  


7. Расходы на содержание и управление, тарифы на обслуживание у разных застройщиков.

Если владелец недвижимости постоянно проживает за границей, то доверить администрирование и управление своей квартирой он может специальной управляющей компании. Иногда застройщики предоставляют услуги собственных управляющих компаний, иногда делегируют эту функцию проверенным специализированным иностранным компаниям с мировым именем. Также можно обратиться к частным фирмам и отдельным предпринимателям, берущим квартиры в управление.

В зависимости от условий, управляющие компании берут за свои услуги 10-40% выручки.


8. Процедура дистанционной покупки квартиры в Батуми.

Если вы находитесь за пределами Грузии, то купить квартиру можно через доверенное лицо. Для этого необходим оригинал нотариально заверенной доверенности на человека, находящегося в Грузии, и копия паспорта доверителя, также заверенная нотариусом.

Потребуется также контактный номер телефона и адрес электронной почты нотариуса, оформившего доверенность. В процессе регистрации сделки, сотрудники Публичного реестра должны будут связаться с нотариусом для дополнительного подтверждения подлинности документов.

Обратите внимание, специалисты сервиса поиска проверенной недвижимости предоставляют услугу дистанционной покупки недвижимости. При этом все вопросы по подготовке документов - забота экспертов сервиса. Подробнее о дистанционной покупке - https://tours.geoln.com/remote/

9. Условия получения ВНЖ и гражданства при покупке недвижимости.

Получение права на постоянное проживание в Грузии на основании владения недвижимостью называется инвестиционный ВНЖ. С 5 июля 2019 года вступили в действие новые правила получения ВНЖ в Грузии, изменения коснулись и инвестиционных ВНЖ. Согласно новому законодательству, стоимость недвижимости должна составлять не менее 300 000 лари, что эквивалентно $100 000.

Срок действия инвестиционного ВНЖ составляет 5 лет. Продлить срок его действия, можно обратившись с соответствующим заявлением в органы Юстиции не позже 40 рабочих дней до завершения текущего срока действия ВНЖ.

10. Можно ли приобрести в Грузии недвижимость в рассрочку или в кредит.

Лица, не являющиеся гражданами Грузии, могут купить недвижимость в рассрочку. Правила предоставления рассрочки устанавливаются застройщиками и действуют одинаково, как на граждан Грузии, так и на граждан других государств.

Практически все строительные компании предлагают рассрочку на беспроцентной основе. Обычно рассрочка предоставляется до окончания строительства или до момента сдачи дома в эксплуатацию. Размер первоначального взноса варьируется от 20% до 50%, по согласованию с компанией-застройщиком. График платежей составляется индивидуально с каждым покупателем и вносится в договор купли-продажи.

Иностранцы наравне с гражданами Грузии могут получить ипотечный кредит в грузинских банках. Но на практике такие кредиты выдаются весьма неохотно. Чтобы получить в банке кредит на покупку недвижимости, иностранный гражданин должен предоставить твердые гарантии, действующие на территории Грузии – недвижимость, работа или бизнес в Грузии.

Кроме того, банк будет требовать предоставить поручителя по кредиту, который должен являться гражданином Грузии. Некоторые крупные строительные компании готовы выступать в качестве такого поручителя, тем самым предоставляя иностранцу кредит на покупку недвижимости в своем доме. В отличие от 2-3 лет рассрочки, такой кредит выдается сроком на 5 лет.


В завершение обзора, хотим обратить ваше внимание на публикацию, которую мы готовили ранее, о самых частых вопросах инвесторов о Грузии. Мы ответили, чем знаменита Грузия, насколько безопасна, инвестиционно привлекательна и на десятки других ваших вопросов. Подробнее читайте по ссылке - https://geoln.com/ru/invest-in-georgia/why-is-it-profitable

Благодарим вас за выбор GEOLN.COM,

Команда сервиса. 

Средняя оценка: 4.00. Проголосовало: 4

Диана Кабакчи

Главный эксперт рынка недвижимости Грузии
Образование: MBA, Высшее экономическое
Сфера: Недвижимость / Инвестиции / Юрист
Осуществлено консультаций: 250
Эксперт по странам: Кипр, Грузия, Казахстан, Польша
Владение языками: Русский / Грузинский / Английский / Турецкий
Стаж: 13 лет
Экспертные публикации: 480

The most common questions when buying a property in Georgia

The experts of GEOLN.COM answer the most important questions that you will inevitably have to face in the process of buying real estate and registration of property rights
Published at 23/12/2019

Have you already fallen in love with Georgia? It is easy to lose your head here: picturesque Tbilisi, subtropical Batumi, busy Kutaisi. Wherever you decide to buy a property in Georgia, there are unified rules and regulations throughout the country.

The most common questions when buying a property in Georgia — Advices from experts and reviews of real estate on GEOLN.COM. Photo 1

1. Stages of registration of real estate properties from developers and owners.

A resident of any country can purchase real estate in Georgia, except for agricultural land. For the executing purchase and sale transactions, only the passport of the buyer is needed. All purchase and sale transactions are recorded in the Public Register in the House of Justice. This process is simple, clear, extremely fast, with a minimum number of documents and a low registration fee. It takes no more than 2-3 hours in general.

The processes of buying real estate from a developer and from an owner do not differ. If you buy an apartment off-plan, two contracts are prepared – preliminary and basic. The preliminary contract for the sale implies the registration of the apartment to the buyer, as the future owner, until the parties fulfill the conditions. On the part of the buyer - until full payment, on the part of the seller - until the completion of the construction process and putting the house into operation.

Since 2017, blockchain technology has been introduced into the cadastral system of Georgia, thanks to which the contract can not be recorded by a notary. The authenticity of each document is confirmed by a barcode of international standard, it makes any illegal fraud with real estate documents impossible.

Bevor the executing purchase and sale transactions, the buyer can independently check all information about the selected property in the Public Register. To do this, you need to make an application with a copy of the passport to the House of Justice. The extract from the Register will indicate the owner of the property, as well as information about all existing encumbrances, burdens or alienations of the object - whether the apartment is under arrest or in a mortgage. You can get the extract within 1 working day or faster, depending on the amount you are willing to pay for it.

Clients often choose the service of transaction support, which is provided by accredited employees-lawyers of the company GEOLN.COM. Read more about the support of real estate transactions on the link - https://geoln.com/consult

 Stages of purchase and sale transaction:

  • Making a deposit for the object you like. As a rule, the amount does not exceed 10-20% of the property value.
  • The conclusion of the purchase and sale contract. It is signed by the seller and the buyer in three copies-one remains with each of the parties of the transaction, the third is stored in the House of Justice. The contract is drawn up in the Georgian language, as well as in the corresponding foreign language if one of the parties is a citizen of another country.
  • Cash settlement. The buyer can pay in cash or deposit funds the seller's current account. Bank branches are located directly in the House of Justice.
  • Registration of property rights. It is carried out on the basis of the provided contract for the sale and the extract from the bank confirming receipt of money by the seller. The whole process of registration of property rights takes 1-4 days, depending on the amount of payment. The certificate of registration is stored in the House of Justice, the copy of ownership can be freely obtained on the website of the Register.

2. The cost of registration of real estate.

The amount of payment for the services of the Register depends on the timing of registration of property rights.

  • Within 4 working days - 50 Gel (equivalent to $17).
  • For 1 day – 150 Gel (equivalent to $50).
  • Within 1 hour – 200 Gel (equivalent to $67).

3. A property tax.

In Georgia, there is no tax on the purchase of real estate, and on the ownership of the real estate.

Only the rental of real estate from individuals registered with the tax authorities as taxpayers are taxable.

4. Utilities and tariffs.

Payment of almost all utility bills is made according to the meter readings - electricity, gas, water. A fixed amount is set only for garbage collection.

The most common questions when buying a property in Georgia — Advices from experts and reviews of real estate on GEOLN.COM. Photo 2

The process of obtaining data on debt is automated as much as possible – data on consumed services are displayed in PAYBOX machines, which are literally on every corner in the city. With their help the payment is made. Also, payments can be made by bank transfer - via Internet banking, if you have an account in any Georgian bank.

Tariffs and monthly payments:

(*the price for electricity is according to the minimum tariff - up to 101 kWh)

  • Electricity 1 kW / h costs 0.22 gel ($0.075).
  • Water 1 cubic meter costs 0.52 gel ($0.175).
  • Gas 1 cubic meter costs 0.57 gel ($0.19).
  • Garbage for 1 person / month. payment is 1.30 gel ($0.44).
  • Internet per month from 30 gel ($10).

5. Real estate insurance.

In Georgia, there is no requirement for compulsory insurance of real estate, this issue is left to the discretion of the buyer.

6. What is the tax when renting apartments.

The amount of this tax varies depending on the family income earned during the year preceding the current calendar year:

  • For income up to 100,000 gel (equivalent to $34,000), the property tax is 0.05-0.02%.
  • If the income exceeds 100 000 gel, the tax amount is 0.8-1%.
  • If the family income does not exceed 40 000 gel (equivalent to $13 500) individuals are exempt from tax (except land).

7. Maintenance and management costs, service rates from different developers.

If the owner of the property permanently lives abroad, he can entrust the administration and management of his apartment to a special property management company. Sometimes developers provide services of own managing companies, sometimes delegate this function to the checked specialized foreign companies of global renown. You can also turn to private firms and individual entrepreneurs who take apartments in management.

Depending on the conditions, management companies charge 10-40% of revenue for their services.

8. The procedure of remote purchase of an apartment in Batumi.

If you are outside Georgia, you can buy an apartment by proxi. This requires an original notarized power of attorney for a person located in Georgia, and a copy of the principal's passport, also certified by a notary.

You will also need a contact phone number and e-mail address of the notary who issued the power of attorney. In the process of registration of the transaction, the staff of the Public Register will have to contact the notary for additional confirmation of the authenticity of the documents.

9. Conditions for obtaining a residence permit and citizenship when buying real estate.

Obtaining the right to permanent residence in Georgia on the basis of ownership of real estate is called an investment residence permit. On July 5, 2019, the new rules for obtaining a residence permit in Georgia came into effect, the changes also affected investment residence permits. According to the new legislation, the cost of real estate must be at least 300 000 gel, which is equivalent to $100 000.

The validity of the investment residence permit is 5 years. To extend its validity, you can apply to the Justice authorities no later than 40 working days before the end of the current validity of the residence permit.

10. Is it possible to buy real estate in Georgia in installments or on credit?

Persons who are not citizens of Georgia can buy real estate in installments. The rules for the provision of installments are established by developers and apply equally to citizens of Georgia and citizens of other states.

Almost all construction companies offer installments on an interest-free basis. Usually, installments are provided until the end of construction or until the house is put into operation. The size of the down payment varies from 20% to 50%, in agreement with the developer. The payment schedule is made individually with each buyer and is entered into the sale and purchase contract.

Foreigners as well as Georgian citizens can get a mortgage loan from Georgian banks. But in practice, such loans are issued very reluctantly. In order to obtain a bank loan for the purchase of real estate, a foreign citizen must provide a firm guarantee valid in Georgia-real estate, work or business in Georgia.

In addition, the bank will require to provide a guarantor for the loan, which must be a citizen of Georgia. Some large construction companies are willing to act as such a guarantor, thereby providing a foreigner with a loan to buy real estate in their house. Unlike 2-3 years of installments, such a loan is issued for a period of 5 years.

At the end of the review, we would like to draw your attention to the publication, which we prepared earlier, about the most frequent questions of investors about Georgia. We answered what Georgia is famous for, how safe, attractive for investment and dozens of other questions. Read more at the link - https://geoln.com/invest-in-georgia/why-is-it-profitable

Thank you for choosing GEOLN.COM,

the team of GEOLN.COM. 


Average rating: 4.25. Votes: 4

Diana Kabakci

The leading expert of the real estate market in Georgia
Education: MBA
Sphere: Real estate / Investments / Lawyer
Consultations made: 250
Expert on countries: Cyprus, Georgia, Kazakhstan, Poland
Known languages: Russian / Georgian / English / Turkish
Experience: 13 years
Expert publications: 545